Исследование: стволовые клетки побуждают другие клетки участвовать в формировании опухолей

16:47, 21 сентября 2017Время на прочтение: 2 минуты
Венские ученые обнаружили, что сигналы от стволовых клеток заставляют другие клетки блуждать по телу и помогать им в образовании опухолей.
Фото: hi-news.ru

Стволовые клетки находят важное применение в медицине. Они используются при лечении заболеваний, требующих образование новых клеток (крови, мозга, тканей сердца). Но иногда они встают на «ложный путь» и формируют опухоли.

Специалисты из Вены считают, что для этого им необходимо «убедить» окружающие клетки принять участие в патологическом процессе.

«Если это взаимодействие между клетками удастся предотвратить, опухоли из стволовых клеток развиваться не будут», ― сообщают ученые в специализированном журнале «Nature Communications».

В настоящее время ведутся десятки международных клинических испытаний, для которых в лабораториях производятся различные типы клеток человека. «Впоследствии они трансплантируются пациентам, чтобы восстановить поврежденные ткани и органы», ― объясняет Маркус Хенгстшлегер из института медицинской генетики университета Вены.

При этом специалисты часто сталкиваются с давно известными, но доселе нерешенными проблемами. Стволовые клетки часто ведут себя как опухолевые, кроме этого, они нередко вызывают побочные эффекты, как, например, фиброза.

Заблокировать путь сигнала

Венские исследователи обнаружили, что стволовым клеткам нужна помощь.

«Они «общаются» с клетками своей среды, излучая сигналы, как фактор роста IGF (инсулиноподобный фактор роста)», ― говорит доктор Хенгстшлегер.

Стволовые клетки активируют путь сигнала «mTor» в клетках крови и других соседних клетках, что приводит, например, к росту клеток и развитию их мобильности.

«В результате эти клетки мигрируют в опухоль через весь организм и кормят ее», ― объясняет эксперт. Результатом могут быть тератомы (опухоли стволовых клеток).

Однако, если у окружающих клеток заблокировать путь сигнала «mTor», опухоль не сможет развиться.

«Это открытие является важным шагом на пути к безопасному терапевтическому использованию стволовых клеток у людей», ― убеждены исследователи.