Бактерии вызывают рак желудка

10:44, 22 августа 2017Время на прочтение: 3 минуты
Ученые выяснили, почему бактерии Хеликобактер пилори могут вызывать рак желудка. Ключевую роль играют стволовые клетки. В исследовании впервые была обнаружена прямая связь между инфекцией и ускоренным размножением стволовых клеток в пределах желудочных желез.
Фото: ozavisimostyah.ru

Специалисты из университетской клиники Шарите (Берлин) в сотрудничестве с коллегами из Института инфекционной биологии Макса Планка и Стэнфордской школы медицины (Калифорния) установили, что бактерии Helicobacter могут быть причиной развития рака желудка. В исследовании впервые была обнаружена прямая связь между инфекцией и ускоренным размножением стволовых клеток в пределах желудочных желез.

Результат исследования: под воздействием инфекционного процесса увеличивается число клеток со стволовым потенциалом, как следствие, возрастает и риск патологических изменений.

Увеличение числа стволовых клеток способствует развитию рака.

Случаи инфицирования Хеликобактер пилори очень распространены. В то же время они рассматриваются как наиболее важный фактор развития рака желудка. После инфицирования клетки желудка в пределах пораженного участка начинают размножаться по неизвестному ранее механизму. Исследовательская группа под руководством Майкла Сигала из университетской клиники Шарите впервые расшифровала этот процесс. Железы, расположенные в желудке, имеют особенно высокую регенеративную способность. В течение 1-2 недель они полностью обновляются.

Еще недавно специалисты не знали, каким образом бактерии способны приводить к долгосрочным изменениям в тканях. Но ответ был найден.

«В глубине каждой желудочной железы содержатся долгоживущие стволовые клетки, постоянно дающие начало новым клеткам, — говорит доктор Сигал. — Мы ставили перед собой задачу более точно изучить как их строение, так и сами механизмы, управляющие процессами деления».

Исследование показало, что в железах желудка существует 2 различных типа стволовых клеток. Оба из них положительно определяются маркером Axin2.

«Мы обнаружили, что клетки, расположенные непосредственно под железой, вырабатывают особые молекулы   R-spondin. Они в значительной степени влияют на активность стволовых клеток, активизируя процессы деления в субпопуляции стволовых клеток, таким образом увеличивая скорость регенеративных процессов в железах желудка», - пояснил автор.

Инфицированность Helicobacter Pylori стимулирует увеличение синтеза молекул — R-spondin и повышает активность стволовых клеток.

Вполне вероятно, что в долгосрочной перспективе увеличение числа делений стволовых клеток непосредственно способствует развитию рака.

Пожизненная инфекция

В ходе исследования ученые изучили стволовые клетки желез желудка на животной модели. С помощью новых чувствительных методов были визуализированы желудочные клетки в высоком разрешении. Удалось определить молекулы, которые регулируют стволовые клетки, и показать их близость к популяции стволовых клеток.

Кроме этого, ученые разработали модель, воссоздающую первые этапы развития рака желудка у людей. Также эти процессы изучались на так называемом органоиде.  Это культура клеток, специально выращенная из тканей желудка человека или животных.

Доктор Сигал подводит итоги исследования: «Helicobacter Pylori вызывает пожизненную инфекцию и увеличивает количество долгоживущих клеток с потенциалом стволовых в железах желудка, увеличивается скорость размножения стволовых клеток, что в конечном итоге приводит к патологическим изменениям в эпителии».