Антибиотики не спасают: как «убитый» туберкулез вновь обретает силу

+7 999 3331274
09:35, 12 февраля 2020Время на прочтение: 2 минутыКомментарии
Обычно болезнь поражает легкие, но может проявиться и в других органах.
Фото: pixabay.com

Шведские ученые из Уппсальского университета обнаружили: туберкулез переживает мутацию, которая теоретически должна его убить. Об этом сообщает MedicalNewsToday.

Эта мутация делает пораженные штаммы устойчивыми к антибиотику рифампицину, который ВОЗ признала важнейшим препаратом для лечения туберкулеза. Обычно терапия требует, чтобы пациент принимал четыре антибиотика на протяжении 6-9 месяцев. Ведь тяжело предсказать, какое именно лекарство окажется эффективным.

Теперь ученые могут заранее определять эффект антибиотика с помощью секвенирования ДНК. Процедура включает отбор образца туберкулезных бактерий, анализ их профиля ДНК, выявление присутствующих штаммов и их устойчивости к антибактериальным препаратам.

Исследователи заметили, что многие туберкулезные бактерии имеют мутацию гена, который продуцирует белок RpoB. Предполагалось, что такая мутация предотвратит выработку белка и не позволит инфекции выжить. Однако пораженные бактерии продолжали размножаться даже при воздействии антибиотиков.

В 2018 году от туберкулеза во всем мире умерло 1,5 миллиона человек.

Чтобы исследовать механизмы выживания бактерий, ученые выделили аналогичный мутантный ген в бактериях Escherichia coli. Они выяснили: мутация вызвала редкий тип последовательности ДНК в RpoB-продуцирующих генах. Он пропускался организмом — и мутация в генах бактерий не подавлялась.

Кроме того, со временем белок RpoB мутировал, что делало болезнь устойчивой к рифампицину. Эти результаты объясняют, как туберкулез выживает и противостоит антибиотикам.

Ученые уверены: необходимо разработать новый метод постановки точного диагноза и новые препараты для лечения инфекции. Ведь заболевший всегда рискует заразить окружающих.

Ранее Yellmed рассказывал, как российские врачи спасли «безнадежного» пациента хосписа.

Нравится ли Вам данная статья?